Расписание курсов 🔔 Vehicles and Props: старт курса 14 ноября, продолжительность 3 месяца. Gas Station: старт курса 20 декабря, продолжительность 2 месяца. На курсе Environment Artist допускаются студенты, успешно прошедшие один из курсов: Gas Station / Vehicles and Props. Продолжительность обучения 12 месяцев. #индустрия@cgitems
Что такое плейтест? Какие виды плейтестов бывают

Геймдев — это не только увлекательный мир разработки игр, но и огромное количество терминов, которые различаются пусть и небольшими, но очень важными нюансами. Один из таких терминов — плейтест. Если вы скажете, что речь идет о тестировании, то не ошибетесь. Но это немного иное тестирование, чем то, о котором пишут в вакансиях на QA.

Если говорить кратко, то плейтест (от англ. playtest — протестировать игру или тестирующая сессия) — это процесс тестирования и оценки компьютерных игр, где участники играют, находят ошибки и предлагают улучшения.

Ключевая особенность здесь в том, что в плейтесте в основном принимают участие не профессиональные тестировщики и не члены команды-разработчиков (хотя они тоже не сидят, сложа руки) — а обычные игроки.

Хорошо, не совсем обычные, не нубы, не люди, которые консоль/игровую мышку впервые видят — а игроки, которые могут четко сформулировать свои эмоции и ощущения от прохождения (а не “Офигеть!” или “Хрень какая-то!”). Фидбек — вот что самое главное для разработчиков по итогам плейтеста.

Для плейтеста подбирают людей, которые имеют разнообразный игровой опыт и предпочтения. Вовсе не обязательно, чтобы они умели кодить, рисовать, профессионально тестировать или иметь какие-то навыки в геймдеве. Разработчикам нужен нормальный, незамыленный, без профдеформации взгляд на свой продукт — на геймплей, на сложность и интересность игры.

Обычное тестирование, в основном, фокусируется на проверке кода, функциональности и отладки, а также на выявлении специфических ошибок и проблем. Плейтестирование нацелено на проверку игрового процесса, эмоциональных триггеров, сбалансированности, адекватности геймплея и механик, удобства управления и того, насколько вообще человек в итоге оказывается удовлетворен игрой. Это очень важный момент, и разработчики крупных проектов активно используют плейтестирование — например, во время производства Uncharted 3 лишь за полгода перед релизом был аж 21 плейтест!

01_Что_такое_плейтест Какие виды плейтестов бывают_cgitems.ru.jpg Разработчики Uncharted 3: Drake's Deception с интересом изучают результаты двадцать первого за последние полгода плейтестирования

Итак, цель плейтеста прежде всего — это выявление тех ошибок и проблем, которые мешают игрокам наслаждаться процессом игры. Причем не только технических багов — но и нарративных. Например, персонаж крадется по лесу и говорит, как тут тихо — а в наушниках играет громкая музыка? Лудонарративный диссонанс — несовпадение того, что говорят и того, что происходит. Ошибка! Вносим в табличку, мы молодцы, что отловили. По сюжету персонаж противостоит магам воздуха, которые насылают на него ураган, развевая его плащ, но ни волосок на голове не шелохнется? Та же ошибка. Помечаем уточнить — это вообще не предполагался ассет взъерошенных волос или же его просто потеряли при сборке? Если вы не знаете термин “ассет” — не беда, просто пишете — “так и так, проблема в волосах”.

Вас заинтересовало плейтестирование и хотели бы попробовать себя в нем? Ну что же, это вполне возможно, потому что оно проходит в несколько этапов:

Основные этапы плейтестов по возрастанию

Концептуальный

Концептуальный плейтест проводится на самом раннем этапе разработки игры, когда имеется только общая идея или прототип. Участникам предлагается играть с недоработанными механиками, чтобы собрать первичные впечатления и получить обратную связь по концепции проекта. Это помогает разработчикам понять, насколько интересна идея игры и насколько понятны её основные принципы. Нередко в итоге в финальной версии от прототипа лишь рожки и ножки остаются, да и те местами переставлены.

ФАКТ: Культовые The Sims изначально задумывались как архитектурный симулятор, где основной игровой процесс был связан со строительством разных зданий. А симы были... ну просто были, чтобы не создавать ощущение пустого постапокалиптического города. Однако по легенде, во время первых тестирований было обнаружено, что игрокам больше интересны люди, которых можно поселить в домах, чем сами дома. И теперь вместо обычного “построй сам” мы имеем одну из самых знаменитых игр в истории. 02_Что_такое_плейтест Какие виды плейтестов бывают_cgitems.ru.jpg Если бы разработчики первых Sims следовали изначальной задумке, у нас бы был (или уже не был бы — жизнеспособность подобных проектов сомнительна, слишком уж они на любителя) обычный архитектурный симулятор. И никаких бассейнов с убранной лестницей!

Альфа-тест

Альфа-тест проводится, когда игра находится в ранней стадии разработки, но уже содержит большую часть функциональности. Участники проводят его, чтобы выявить фундаментальные проблемы, баги и ошибки. Альфа-тестирование также может включать оценку геймплея и дизайна уровней. Здесь легко отловить основной дисбаланс — например, если после насыщенного действиями эпизода игрок полчаса занудно бродит по одинаковым локациям или в визуальной новелле слишком много платных выборов подряд, что начинает бесить.

ФАКТ: Для желающих участвовать в закрытом альфа-тестировании шутера Battlefield V разработчики выкатили целую кучу технических требований — но уточнили, что они "актуальны только для тестовой версии и могут отличаться от тех, что потребуются для запуска финальной игры". Правда, не упомянули, в какую именно сторону могут отличаться. 03_Что_такое_плейтест Какие виды плейтестов бывают_cgitems.ru.jpg Проверьте свое железо, прошли бы вы первичный отбор на участие в закрытом альфа-тестировании шутера Battlefield V?

Бета-тест

Бета-тест проходит перед релизом игры и уже содержит большую часть контента и функциональности. Участники бета-тестирования получают доступ к игре и уже обязаны выявлять ошибки, баги и давать обратную связь о геймплее и других моментах игры. Бета-тестирование часто проводят с целью проверки серверных аспектов, нагрузки и стабильности игры при большом количестве одновременных игроков. “Мы с друзьями зашли и все упало!” — вот примерно это отлавливается на данном этапе.

ФАКТ: В день, когда писалась эта статья, разработчики игры Assassin's Creed Jade опубликовали трейлер, в котором сообщалось о том, что скоро пройдет вторая закрытая бета (первая была в начале августа 2023 года). Зарегистрироваться на бета-тестирование можно на официальном сайте игры — и там же выложены правила, условия и технические требования для тех, кто хочет принять в ней участие. На первую бету было всего 5 000 мест — так что можно представить, каким будет конкурс-отбор! 04_Что_такое_плейтест Какие виды плейтестов бывают_cgitems.ru.jpg Разработчики Assassin's Creed Jade открыто объявляют о наборе на бета-тестирование.

Закрытый

Закрытый плейтест в нем участвует ограниченная группа игроков, которые получают доступ к игре для тестирования и обратной связи. В этом случае доступ к игре ограничен и регулируется, и участники обычно подписывают соглашения о неразглашении информации об игре. Сурово, да — но компания не хочет рисковать сливом контента, а на этом этапе он максимально доступен игрокам. Да и времени до релиза еще много — и более ушлые разработчики могут оперативно использовать слитый материал. Так что к этому этапу совсем “с улицы” не подпускают.

ФАКТ: “Игровой тест” (Playtest) — название второго эпизода третьего сезона уже ставшим культовым сериала "Черное зеркало". Автор сценария, Чарли Брукер, сообщил, что заложил туда кучу пасхалок на известные игры — от BioShock и Resident Evil до Indiana Jones and the Temple of Doom. Конечно, в футуристическом мире сериала процесс плейтестирования выглядит весьма продвинуто и технологично, но кто знает, что будет лет через десять? 05_Что_такое_плейтест Какие виды плейтестов бывают_cgitems.ru.jpg Процесс игрового тестирования в эпизоде “Игровой тест” сериала “Черное зеркало”, конечно, футуристичен — однако все предпосылки к такой технологии уже есть.

Открытый

Открытый плейтест участвовать может любой желающий. Разработчики предоставляют доступ к игре и ожидают обратной связи от любого игрока, кто хочет принять участие. Открытые плейтесты позволяют собрать больше информации и разнообразные мнения от широкой аудитории. Сюда же можно отнести и варианты бесплатных демо-версий игр — нередко это тоже завуалированное приглашение к плейтестированию, пока основная версия допиливается. Проблема только в том, что по итогам прохождения демок комментариев бывает очень мало, да и сами игроки не слишком рефлексируют над своими ощущениями.

06_Что_такое_плейтест Какие виды плейтестов бывают_cgitems.ru.jpg По слухам, именно такую форму заполняли участники плейтестирования игры The Legend of Zelda: Templars of Hyrule

Это лишь основные виды плейтестов. Геймдев весьма гибкая структура, так что могут существовать и другие подвиды, а также комбинации различных видов плейтестирования в зависимости от особенностей и потребностей конкретного проекта.

А есть еще отдельные аспекты того, как обрабатывается фидбек и какой он вообще бывает (подсказка — не только словами!)... так что о плейтестах можно еще рассказывать и рассказывать.

Как же в них попадают люди? По-разному. Иногда компания нанимает группу игроков, иногда ищет по своим внутренним каналам, а иногда просто кидает клич в соцсетях. Все зависит от этапа и того, какой фидбек хотят получить разработчики.

Так что если желаете внести свою лепту в развитие любимой игры — следите за социальными сетями проекта или новостями на сайте, а то и просто постучитесь в почту/личку и сообщите, что хотели бы принять участие в будущем плейтесте, если таковой планируется. Обычно разработчики адекватно реагируют на такие предложения. А если кто-то нет… ну что ж, тогда плейтест на софтскиллы он не прошел.

Ваша заявка отправлена!
Если во входящих на почте: нет письма, проверьте папку спам или напишите нам в телеграм